Разновидности йоги

Разновидности йоги

Итак, йога физического тела, именуемая хатха-йогой, включает в себя такие принципы как яма, нияма, асана и пранаяма. Посредством этих упражнений достигается контроль над четырьмя физическими телами. Яма и нияма также включены в этот раздел йоги, так как они представляют собой работу по управлению соответствующими телами – астральным и ментальным. Асана и пранаяма воздействуют непосредственно на физическое и эфирное тело и, опосредованно, через них на все остальные тела. Причем эффект этих воздействий и путь их протекания для мужчин и женщин различен.

Яма представляет собой сдержанность в своих внешних проявлениях. Нияма – сдержанность внутреннюю. Асана представляет собой наработку сдержанности физической, направленной на разотождествление рефлекторного ответного действия физиологического тела на воздействие, оказанное на другие тела. Йогин, прежде чем совершить какое-либо действие, оценит целесообразность и дозированность, а после выберет наилучший способ ответного воздействия или его отсутствия. Пранаяма направлена на наработку сдержанности энергетической, умения управлять своими внутренними энергетическими потоками. Эффект асаны достигается посредством упражнений над физиологическим телом, принятия различных поз с изменением в них естественного хода энергии. Работа в асанах с энергиями даёт такой неожиданный эффект как неординарность мышления, раскрывает глубокие уголки подсознания. Без энергии асана – просто поза в детской игре «Море волнуется раз…», которая утрачивает свою целесообразность в статике. Утрата этого аспекта привела к возникновению такого течения как динамическая йога. Динамическая йога представляет собой последовательность чередующихся друг с другом асан. Сам процесс динамического чередования понимается в современной трактовке как виньяса.

Само же значение термина виньяса, по нашему мнению, подразумевало комплекс асан, выполняемых с индивидуальным ритмом, плавно перетекающих одна в другую и направленных на достижение какого-либо конкретного эффекта (наработку конкретного умения, сидхи). Йогин, освоив вполне конкретные состояния, даваемые асанами, мог переходить к следующей стадии совершенствования – виньясе. То есть объединению асан в единую серию. Асана в данном понимании это отдельная нота, виньяса – музыка, состоящая из отдельных нот. Интересным, вероятно, было бы следующее замечание: асан, известных Школе – 88. Мелодия же зависит от самого композитора.

Вторым направлением является раджа-йога – или йога ума, направленная на совершенствование четырех психических тел. В настоящее время практикующий йогин может создать гораздо большее количество психических тел (до 20), что, соответственно, увеличивает количество принципов классической йоги.

Отдельные направления в йоге представляют собой лишь разновидности классической йоги, в которых основной акцент смещен с общей задачи самосовершенствования, на задачу освоения вполне конкретного способа. Следует отметить, по нашему мнению, любое отклонение от классической йоги вредно и опасно тем, что увлеченный одной какой-либо техникой, доводя её до совершенства, йогин попадает в ловушку ума, который, не желая трансформироваться, подменяет основную задачу йоги. По нашим наблюдениям, это довольно распространенное явление, провоцируемое внутренними страстями практикующего йогина, такими как гордыня, зависть, соперничество и т.д., делающими его особо критичным, нетерпимым и агрессивным.  

Итак, смещение акцента на работу только с физическим телом или только с психическими проявлениями вызвало деление йоги на два направления: йога физики и йога ума.

Йога физики называется хатха-йогой, которая в свою очередь подразделяется на собственно хатха-йогу, мудра-йогу, карма-йогу и тантра-йогу. По сути все четыре направления – есть развитие вполне конкретного инструментария и техник хатха-йоги. Суть же практики йоги заключается в том, что йогин, обладая рядом техник и практик, может воспользоваться одной из них – то есть выбрать наиболее нужную и эффективную именно для него, именно в данный момент, именно для решения этой задачи практику. Фактически  ̶ сыграть нужную музыку. 

Йога ума называется раджа йога и направлена на самосовершенствование психики. Раджа-йога была искусственно подразделена на такие направления как: бхакти-йога и джнани-йога.

Отдельные техники работы с мантрами были выделены в мантра-йогу, с графическими изображениями – в янтра-йогу. 

Автор: Шацкая Елена (Ари Вараникора)

Контакты

  • Адрес: Россия, г. Москва
    ул. Инвана-Бабушкина д.15 к.1-2
  • E-mail: support@email.com
  • Сайт: www.newastrolog.com
  • Телефон: +7 (905) 752-28-60