Лайя-йога – йога растворения

Лайя-йога – йога растворения

Одной из выделенных разновидностей йоги является лайя-йога. В переводе с санскрита термин «лайя» переводится как «Ритм», что понимается последователями этого учения как «растворение». Философской системой лайя-йоги является Адвайта-веданта (недвойственность), а целью  ̶ освобождение (мукти) и обретение бессмертного божественного тела за одну жизнь.

Основным тезисом Адвайта-веданты является «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же». По своей сути этот тезис является одним из свободных толкований Упанишад «Тат твам аси» («ты есть то»).  Основоположниками этой школы считаются Гаудапада и Шанкара.

По своей сути «недвойственность», по нашему мнению, представляет собой особое просветленное состояние сознания, в котором являются доступными для восприятия и понимания причины и следствия, свободное от иллюзий (самадхи). Основными проявлениями концепции недвойственности, вероятно, можно считать такие как «нет прошлого, нет будущего, есть только то, что сейчас происходит со мной», «нет плохого, нет хорошего, есть только целесообразное или то, что есть», «нет смерти, нет рождения, ибо смерть – это рождение чего-то нового, а рождение – есть смерть».

Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния постоянной осознанности происходящего.

Считается, что учение Лайя-йоги зародилось около 3-5 тыс. лет до н.э. и окончательно оформилось в традицию в VIII – XI вв. Предполагается, что первоначально лайя-йога не выделялась как самостоятельное учение, а была одним из проявлений из кульминационной ступени йоги. Эти знания были общими в традициях натхов, каулов, капхатхов и др. Впоследствии практика лайя-йоги попала под влияние буддизма, что придало ей соответствующий смысл.

Как развить в себе чувство ритма

Термин ритм имеет своё происхождение от греческого слова υθμός, означающего некую соразмерность, стройность или такт. Такт представляет собой некую последовательность чередования нот и пауз, лежащую в пределах одного временного интервала.  В общем понимании это слово употребляется для обозначения чередования каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью и частотой.

В йоге ритм имеет достаточно важное значение. Например, утрата собственных ритмов может привести к появлению так называемых «заболеваний», к утрате целостности. Человек перестает чувствовать свои желания, а в ряде случаев желания вообще. Всё, что окружает нас, имеет свой собственный ритм, свою последовательность протекания процессов.

Ритмы существуют внешние и внутренние. Внешние ритмы представляют собой некие закономерности внешнего пространства, окружающего нас мира. Внешние ритмы позволяют нам понять переживания и состояния окружающего мира и других людей и сущностей, позволяют найти между ними нечто общее, объединяющее их. Внешние ритмы позволяют найти общие интересы. И когда мы вливаемся во внешний ритм, мы становимся участником событий, им порождаемых.

Допустим, если мы танцуем вальс и чувствуем его ритм, то тем самым мы обучаемся чувствовать ритмы окружающего пространства, подстраиваться под эти ритмы.

Внутренние ритмы представляют собой ритмы внутреннего пространства человека, его внутреннего мира. Это ритмы его внутренних  органов. Эти ритмы находятся под управлением вегетативной нервной системы и существуют независимо от сознания человека. Однако на уровне йога у сущности, умеющей переживать состояния самадхи, появляется возможность управления или изменения этих ритмов. Например, известны случаи, когда йоги могли останавливать биение сердца.

Внутренние ритмы существенным образом оказывают влияние на человека. В зависимости от того, на какой ритм он настраивается, такого характера у него возникают желания. Если человек настраивается на ритм желудка, то его доминирующей мотивацией поведения скорее всего будет желание получения состояния насыщения. Если человек настраивается на ощущения половых органов, это вызывает у него перераспределение энергии на реализацию сексуальных желаний.

Но у каждого человека существует ведущий ритм, который задаёт мотивацию его поведения в целом. У мужчин – это биение сердца (сердечный ритм, или ритм сердечной ткани). У женщин – это ритм толстой кишки.

Ритм позволяет человеку не просто что-либо почувствовать, а различать, разбираться в собственных чувствах. Соответственно, если ритмы человека сбиваются, то в его собственных чувствах и мыслях начинается хаос, он не может понять себя, осознать себя индивидуальностью.

Упражнения для наработки чувства ритма

Для наработки чувства ритма используется такой прием как «стучание».  Для выполнения этого упражнения стучать можно ладошками как по барабану, так и просто по полу и тетради, то есть тому, что способно воспроизводить стук.

Освоение этого упражнения происходит в несколько этапов на протяжении приблизительно 1 месяца при каждодневных занятиях. Впоследствии данное упражнение на освоенной Вами стадии можно повторять один раз в месяц.

  1. Начинать освоение данного упражнения лучше всего с какой-либо известной всем мелодии. Для этого слушатели сначала прослушивают мелодию (или пропевают, вспоминая). Затем вместе с преподавателем пробуют её воспроизвести, ориентируясь на ритмы, задаваемые им. Возможно также при этом напевать этот ритм вслух.
  2. После того как слушатели научились выстукивать известный заранее ритм, можно переходить к некоторому усложнению. Для этого преподаватель заранее не объявляет ритм. Ученики же должны его уловить и научиться воспроизводить самостоятельно.

Уже начиная с первого этапа освоения, упражнение дополняется небольшой медитацией на свой внутренний ритм. Для этого ученикам предлагается сосредоточиться на своем собственном внутреннем ритме (мужчинам – на ритме сердца, женщинам – на ритме толстой кишки), постараться его почувствовать.

  1. Ученикам предлагается выстучать свой ритм на барабане.
  2. Дальнейшим усложнением упражнения будет задание выстучать свой ритм на барабане всей группе одновременно. На этом этапе ученики учатся не только чувствовать свой собственный ритм, но и удерживать его.

Автор: Шацкая Елена (Ари Вараникора)

Контакты

  • Адрес: Россия, г. Москва
    ул. Инвана-Бабушкина д.15 к.1-2
  • E-mail: support@email.com
  • Сайт: www.newastrolog.com
  • Телефон: +7 (905) 752-28-60